Литературный час «Поэт-великан»
(Для младших школьников)
Шёл однажды по тесному замоскворецкому переулку нашей столицы очень высокий и широкоплечий человек. Шёл по-хозяйски, широко и уверенно шагая, зорко поглядывая вперёд, высоко неся красивую голову. В руке у него была трость. И он, как бы отмеривая свои просторные, размашистые шаги, далеко выносил палку вперёд, звучно ударяя ею об асфальт. А потом чуть ли не на метр заносил назад за себя — будто веслом-кормовиком на лодке правил… И за ним среди прохожих словно воронки завивались, как в воде за пароходом. Потому что все оборачивались, с почтительным удивлением смотря на громадного человека. Казалось, будто бы он невольно увлекает всех за собой стремительной свободой своего движения, мощной поступью, размахом плеч, всей своей красивой и необычайной повадкой.
И замоскворецкие мальчишки, видя, что идёт- по их улице такой великан, крикнули ему вслед, как обычно дразнят очень уж высоченных людей:
— Дяденька! Достань воробышка…
Огромный человек разом остановился, круто оглянулся, посмотрел сверху на ребят через широкое своё плечо и очень вежливо, вполне серьёзно спросил: — А орла не хотите?
Опешили мальчишки… Никак не ожидали они такого ответа от грозного на вид великана. Думали подразнить его, а сами попали впросак. И не знали мальчишки, что дерзко окликнули они на своей улице знаменитого поэта. Ведь это был Маяковский – Владимир Владимирович Маяковский, стихи которого уже в ту пору знали по всей нашей стране и во многих далёких странах.
Правда и то, что Маяковский выглядел великаном: высокий, широкоплечий, громадный человек. И голос у него был могучий. Стекла в окнах начинали дребезжать, когда Маяковский громко читал свои стихи в комнате.
Маяковский и стихи свои писал так, чтобы, они далеко и хорошо звучали, чтобы удобно было их слушать и читать вслух. Для этого он придумал и особый способ печатать стихи: не в строчку, а лесенкой, вот так, чтобы звучание и смысл стиха яснее опирались на каждую строчку-ступеньку.
Он помогал ребятам решать вопрос: кем быть, какое деле выбрать себе, когда вырастешь. Он высмеивал лентяев и трусов. Он любил ребят смелых, честных, умеющих хороню учиться, крепко дружить.
А теперь, ребята, я хочу вам кратко рассказать о его жизни и творчестве.
Владимир Маяковский родился в 19 июля 1893 года в городке Багдади в Грузии.
Отец его Владимир Константинович, служил лесничим. Мать Александра Алексеевна, происходила из кубанских казаков, вела домашнее хозяйство. У Владимира Маяковского было две сестры Людмила и Ольга. Воспитанием детей занималась мать. Владимир очень любил ее.
Уже в четыре года мальчику сильно нравилось, чтобы ему перед сном что-то рассказывали, особенно стихи. Мама читала ему русских поэтов – Некрасова и Крылова, Пушкина и Лермонтова. А когда мать была занята и не могла почитать ему книгу, то маленький Володя начинал плакать. Если какой-то стих ему нравился, он запоминал его и потом громко декламировал звонким детским голосом.
Маленьким мальчиком, будущий поэт уже отлично рифмовал, любил придумывать необычные слова, обладал прекрасным чувством юмора. Бунтарь от рождения.
В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. После смерти отца в 1906 г. Маяковский с матерью и сестрами переехали в Москву. В 1906 г. в Москве он поступил в пятую гимназию (ныне московская школа № 91). Но уже в 1908 году он был отчислен из учебного заведения по причине неуплаты.
В 1911 году начал обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он в скором времени стал членом поэтического клуба.
Маяковский очень любил рисовать. Рисовал плакаты, карикатуры, писал стихи, которые не нравились властям, за что был неоднократно арестован.
Биография и творчество Владимира Владимировича тесно взаимосвязаны между собой. Пребывание в тюрьме стало началом становления его как поэта.
Придуманная Маяковским и ставшая его визитной карточкой стихотворная «лесенка», вызывала негодование среди его коллег. Ведь редакции платили в то время не за количество символов в произведении, а за количество строк.
Маяковский написал много стихов и произведений. Но Маяковского знают как писателя, который писал для детей.
А какие произведения В. В. Маяковского знаете вы?
14 апреля 1930 года Маяковский умер в Москве. Ему было всего лишь 37 лет.
После смерти поэта его произведения попадают под запрет, который в лишь в 1939 году по просьбе Лилии Брик был снят.
А теперь мы с вами прочтём стихотворение Маяковского «Конь-огонь».
Я буду читать строчки из стихотворений, а вы угадывайте, какие это стихотворения;
-
Что за лошадь,
что за конь –
горячей, чем огонь! (Конь-огонь).
-
Этот зверь зовётся лама.
Лама дочь
и лама мама. (Что ни страница, – то слон, то львица).
-
Дождь покапал
и прошёл.
Солнце
в целом свете. (Что такое хорошо и что такое плохо?)
-
Я приеду к Пете,
я приеду к Поле.
– Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен? (Кем быть?).
Кто делал мальчику коня в стихотворении «Конь-огонь»?
Как вы думаете, что такое хорошо и что такое плохо? Почему?
Скажите, какой формы стихи у В. В. Маяковского? Почему?
Чему учат стихи В. В. Маяковского?
У В. В. Маяковского много стихотворений для детей и для взрослых, советую их прочитать.
(Просмотр мультфильмов по творчеству Маяковского).
ЛИТЕРАТУРА:
Маяковский, В. В. Детям / Владимир Владимирович Маяковский. – Москва: Детская литература, 1975. – 110 с, ил. – (Школьная библиотека).
Составитель: Самофалова И. И.